Защита диссертации Ахитовой Ризы Суиндиковны на соискание степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D01511 - Информатика»
В Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева состоится защита диссертации на соискание степени доктора философии (PhD) Ахитовой Ризы Суиндиковны на тему «Повышение качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий» по образовательной программе «8D01511 – Информатика».
Диссертация выполнена на кафедре «Информатика» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева.
Язык защиты - казахский
Официальные рецензенты:
Қосыбаева Үмітжан Аманкелдықызы - кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор (доцент), Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова, ассоциированный профессор (доцент) кафедры «Методика преподавания математики и информатики» (г. Астана, Республика Казахстан);
Мусатаева Июнгуль Сулжановна – кандидат педагогических наук, Медицинский университет Семей, и.о. доцента кафедры «Общеобразовательные дисциплины» (г. Семей, Республика Казахстан).
Временные члены Диссертационного совета:
Шадиев Рустам – доктор философии (PhD), профессор, Университет Чжэцзян, профессор Педагогического колледжа, (г.Нанкин, КНР);
Кинтонова Алия Жексембаевна – кандидат технических наук, ассоциированный профессор (доцент), Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, ассоциированный профессор (доцент) кафедры «Информационная безопасность» (г. Астана, Республика Казахстан);
Мухамбетова Мейрамгуль Жароллаевна – доктор философии (PhD), Атырауский университет имени Х. Досмухамедова, и.о. ассоциированного профессора кафедры «Информатика» (г. Атырау, Республика Казахстан);
Махажанова Улжан Танирбергеновна – доктор философии (PhD), Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, и.о. ассоциированного профессора кафедры «Информационные системы» (г. Астана, Республика Казахстан);
Токжигитова Нургуль Каирбаевна – доктор философии (PhD), Торайгыров университет, ассоциированный профессор (доцент) факультета «Компьютерные науки» (г. Павлодар, Республика Казахстан).
Научные консультанты:
Альжанов Айтуган Кайржанович – кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры «Информатика» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, (г. Астана, Республика Казахстан);
Вострокнутов Игорь Евгеньевич – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий, ФГБОУ ВО Российская государственная академия интеллектуальной собственности, (г. Москва, Россия).
Защита состоится: 14 мая 2024 года 14:00 часов в Диссертационном совете по направлению подготовки кадров «8D015 – Подготовка педагогов по естественнонаучным предметам» по специальности «8D01511 – Информатика» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Проведение заседания диссертационного совета в онлайн формате.
Ссылка: http://surl.li/rzhbo
Адрес: г. Астана, ул. К. Сатпаева 2, Главный корпус, ауд. № 302.
Аннотация (рус.): По поручению Президента Республики Казахстан осуществлен переход от государственных программ к формату национальных проектов, на основе которого сформированный национальный проект «Качественное образование «Образованная нация» является целью повышения качества образования обучающихся на всех уровнях образования. Актуальность темы исследования обусловлена постоянным развитием сферы образования и других современных информационно-коммуникационных технологий, что требует повышения качества образования будущих педагогов информатики, в связи с чем возникает необходимость повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. Как указано в статье 52 Закона Республики Казахстан «Об образовании», вопрос повышения качества образования актуален во всех вузах Казахстана, уполномоченный орган в области образования осуществляет управление качеством образования, методическое и методологическое управление качеством предоставляемой образовательной деятельности организациям образования. В очередном Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана 2021 года особое внимание было уделено качественному образованию, а также затронул ряд важных вопросов о продолжении политики поддержки педагогов. Качество образования в организациях образования всегда уделяется особое внимание, поэтому выпускники этих организаций, организованные с качественным мониторингом, всегда могут быть востребованы и занимать лидирующие позиции в рейтингах среди мировых учебных заведений. Система общего образования оказывает большое влияние на социально-экономическое развитие всего общества, поэтому обучение и воспитание умных и разумных обучающихся является очень важным фактором для каждого государства. В условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг организации, предоставляющие качественное образование, как правило, более успешны. В числе ученых, внесших значительный вклад в внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс с целью повышения качества образования будущих педагогов информатики можно отметить: Бидайбеков Е.Ы., Кариев С.К., Серік М., Нурбекова Ж.К., Альжанов А.К., Мубараков А.М., Кариева Г.У. По изучению методов преподавания информатики и проблемы повышения квалификации внесли свои вклад следующие ученые, как Давлетова А.Х., Ермаганбетова М.А., Жалғасбекова Ж.К., Мукашева М.У., Карымсакова А.Е., Токжигитова Н.К., Г.Б. Камалова, Зулпыхар Ж.Е., Шындалиев Н.Т. Ученые, изучавшие применение технологий распределенных данных в учебном процессе Садвакасова А.К., Карелхан Н. Ученые, изучавшие использование информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности при подготовке будущих педагогов Балықбаев Т.О, Абдулкаримова Г.А., Абильдинова Г.М., Касымова А.Х., Ташимова А.Л. Об информатизации образования и методах обучения информатике в сфере среднего образования написано в трудах Садвакасовой К.Ж., Уразамбетовой Г.У., Мулдабековой К.Т., Аккасыновой Ж.К. А также оказало огромное влияние на информатику и информатизацию образования труды Беспалько В.П., Лапчик М.П., Богданова С.В. Среди зарубежных ученых, внесших свой вклад в информатизацию знаний, можно отметить труды Forsythe G.E., Stanley C.J. Ученые, изучавшие проблемы повышения качества образования посредством кейс-технологий, лежащих в основе темы диссертационной работы: Бидайбекова Е.Ы., Гриншкун В.В., Камаловой Г.Б., Исабаевой Д.Н., Бостанова Б.Ғ., Никитиной М.А., Гаджикурбановой Г.М., Лапыгина Ю.Н., Желизняк Л.Д., Бакиевой Ф.Р., Муллакаевой В.С., Абаевой Ф.Б. и другие. Актуальность темы исследования обусловлена постоянным развитием сферы образования и других современных информационно-коммуникационных технологий, что требует повышения качества образования будущих педагогов информатики, в связи с чем возникает необходимость модели повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. Как указано в Законе Республики Казахстан «Об образовании», вопрос повышения качества образования актуален во всех вузах Казахстана. Определяется проблема исследования, отражающая необходимость обновления методик обучения, основанных на повышении профессиональной подготовки педагогов информатики, стремительного развития современных тенденций, непосредственно отражающихся в методике повышения качества образования и его непрерывного совершенствования будущих педагогов информатики. Таким образом, на основе кейс-технологий выявляется противоречие между недостаточной подготовкой будущих педагогов информатики и проблемами повышения качества образования. Объект исследования: процесс обучения будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. Предмет исследования: повышение качества образования с использованием кейс-технологий в подготовке будущих педагогов информатики. Цель исследования: выявление и практическая реализация теоретических основ повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. Научная гипотеза исследования: если бы в учебном процессе вузов на основе кейс-технологий были применены теоретико-практические основы повышения качества образования будущих педагогов информатики, то уровень качества знаний будущих педагогов информатики повысился бы, профессиональные знания, умения и навыки сформировались бы на высоком уровне, поскольку непрерывное развитие современных информационно-коммуникационных технологий способствовало бы глубокому мышлению обучающихся, повышению конкурентоспособности требует высокой способности. В соответствии с актуальностью, целью, объектом, предметом, прогнозом исследования определены следующие задачи: 1. Анализ состояния повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий в вузах. 2. Определение эффективности применения методики непрерывного совершенствования качества образования будущих педагогов информатики. 3. Создание модели повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. 4. Подготовка учебно-методического обеспечения повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. 5. Определение компонентов и критериев подготовки будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. 6. Организация опытно-экспериментальной работы и дифференциация результатов в рамках темы исследования. Ведущая идея исследования: интенсивное развитие современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования требует повышения качества образования будущих педагогов информатики, а применение методики непрерывного совершенствования качества образования в процессе профессиональной подготовки обучающихся способствует формированию у них знаний, умений и навыков на высоком уровне. Методологические и теоретические основы исследования в ходе исследования были определены и проанализированы понятия «кейс-технологии», «методика непрерывного совершенствования качества образования будущих педагогов информатики»; обоснованы методы и средства обучения, направленные на повышение качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. Источники исследования: официальные и нормативные документы Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об образовании», профессиональный стандарт «Педагог», Закон Республики Казахстан «О статусе педагога», национальный проект «Качественное образование «Образованная нация», утвержденный Правительством Республики Казахстан и др.; источники и литературные источники, использованные при написании диссертации труды. Методы исследования: при изучении темы использовались следующие методы исследования: кейс-метод, интервью, опрос, тестирование, метод научных дискуссий, исследование результатов деятельности обучающихся, метод теоретического обобщения данных, методы методики непрерывного совершенствования. База исследования: Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Павлодарский педагогический университет имени А. Маргулана. Этапы исследования. На определяющем этапе (первое полугодие 2019-2020 учебного года) были определены актуальность темы исследования, цель, объект, прогноз, задачи и новизна исследования. В исследовательской работе проведен анализ необходимой отечественной и зарубежной литературы, проведен анализ традиционных и современных методов и методик обучения, эффективности применения. На основе кейс-технологий составлены анкеты, направленные на повышение качества образования будущих педагогов информатики. На формирующем этапе (второе полугодие 2019-2020 учебного года, 2020-2021 учебного года, первое полугодие 2021-2022 учебного года) разработана модель повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. Внесены дополнения в содержание курса по образовательной программе (ОП). Подготовлены учебно-методическое пособие (УМО), электронный учебник (ЭО) и информационная образовательная среда. Проведены опытно-экспериментальные работы исследования, обсуждены полученные результаты. На третьем заключительном этапе (второе полугодие 2021-2022 учебного года) выполнен заключительный этап опытно-экспериментального повышения качества образования педагогов информатики в вузах на основе кейс-технологий. Результаты исследования проанализированы, выполнены статистико-математические вычислительные работы. Обобщены научные публикации, определены результаты диссертационной работы. Научная новизна исследования: 1. На основе применения методики непрерывного совершенствования качества образования будущих педагогов информатики сформированы профессиональные навыки и умения обучающихся, определена эффективность применения данной методики. 2. В высших учебных заведениях на основе кейс-технологий создана модель будущих педагогов информатики, включающая в себя основы обучения, учебно-методическое обеспечение, методы, направленные на решение кейсов, компоненты, определяющие качество образования, осуществляющие повышение качества образования. 3. На основе кейс-технологий определены практические основы повышения качества образования будущих педагогов информатики: подготовлены и внедрены учебно-методические пособия, электронные учебники, информационная образовательная среда, направленные на повышение качества образования будущих педагогов информатики. 4. Определены компоненты и критерии, определяющие формирование умений и навыков будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий в вузах. 5. В учебном процессе проводится опытно-экспериментальная работа с целью повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий, определена эффективность анализа результатов. Теоретическая значимость исследования Большие изменения в современном научно-техническом развитии требуют непрерывного повышения качества образования студентов. Повышение качества непрерывной профессиональной подготовки педагогов ставится как одна из приоритетных задач для всех вузов мира. Теоретическая значимость данной работы заключается в формировании профессиональных навыков и умений обучающихся с применением методики непрерывного совершенствования качества знаний будущих педагогов информатики и повышении качества знаний. В целях анализа состояния повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе Кейс-технологий рассмотрена отечественная и зарубежная литература, проведен анализ опыта и методов обучения вузов по повышению качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. Модель повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий, подготовленных в ходе диссертационной работы, и методика непрерывного совершенствования качества образования будущих педагогов информатики могут быть использованы в учебном процессе профессорско-преподавательским составом и обучающимися вузов. Практическая значимость исследования 1. Дополнено содержание учебно-методического комплекса, рабочей программы (Sillabus) дисциплины «Инноватика», с целью повышения качества образования на основе кейс-технологий образовательной программы «7М01511–Информатика», Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева», г. Астана; 2. В ходе подготовки будущих педагогов информатики была использована методика непрерывного совершенствования, основанная на повышении качества образования: «Компьютерный анализ данных» образовательной программы «6B01511 – Информатика» и «Методы анализа тестовых заданий», «Математическая статистика», «Технология визуализации образования» – образовательной программы «7М01511–Информатика», Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева»; 3. В ходе подготовки будущих педагогов информатики применена методика непрерывного совершенствования, основанная на повышении качества образования в дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии»: «6В01505 – Информатика», «6В01502 – Математика – информатика», «6В01504 – Физика – информатика» Жетысуского университета им. И. Жансугурова; «6B01530 – Информатика», «6B01532 – Информатика – Физика», «6B01531 – Информационные технологии в образовании» Павлодарского педагогического университета имени Әлкей Марғұлана; 4. Разработано учебно–методическое пособие «Болашақ информатика педагогтерінің білім сапасын үздіксіз жетілдіру әдістемесі» (ISBN 978-601-326-754-8); 5. Разработан электронный учебник «Кайдзен в образовании», (программа для ЭВМ, свидетельство № 31134 от «15» декабря 2022 года); 6. Создана цифровая образовательная среда «Digital Kaizen», (программа для ЭВМ, свидетельство № 32186 от «1» февраля 2023 года). Основные положения, выносимые на защиту 1. Теоретические основы реализации методики непрерывного совершенствования качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий. 2. Модель, включающая в себя основы обучения, учебно-методическое обеспечение, методы, компоненты, определяющие качество образования будущих педагогов информатики, осуществляющих повышение качества образования. 3. Основы повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий в учебном процессе вуза: учебно-методическое пособие, используемое в учебном процессе, электронный учебник и информационная образовательная среда. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы будущих педагогов информатики с целью повышения качества образования на основе кейс-технологий. Личный вклад соискателя связан с выявлением теоретических основ повышения качества образования будущих педагогов информатики на основе кейс-технологий, его практической реализацией, а также проведением опытно-экспериментальной работы, дифференциацией полученных результатов и доказательством правильности научной гипотезы. Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется анализом научно-теоретической и практической работы по заданному вопросу и реализацией модели повышения качества знаний обучающихся вуза на основе кейс-технологий, соответствием полученных результатов целям и задачам исследования, внедрением результатов исследования в практику, математико-статистической обработкой полученных результатов опытно-экспериментальных работ, доказательством прогноза исследования. Обсуждение и внедрение результатов исследования: Результаты исследования опубликованы в сборниках 13 научных трудов, в том числе 1 статья в ненулевых импакт-факторных изданиях информационного ресурса Scopus: 1. Kaizen continuous improvement technology in the educational process of future computer science teachers: a case study in Kazakhstan // Global Journal of Engineering Education. – 2023. – №3(25). – Р. 163-170. 4 статьи в журналах из перечня научных изданий, представляемых Комитетом по обеспечению качества в области науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан: 1. Жоғары оқу орындарында білім беру үрдісінің сапасын арттыруындағы Кайдзен стратегиясының қолданылуы // Қазақ Бiлiм Академиясының баяндамалары журналы. – 2020. – №2 (квартиль). 2. Эффективность использования технологии Кайдзен в высшем образовании // Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің Хабаршысы. Педагогика. Психология. Әлеуметтану сериясы. – 2022. – №1(138). 3. Improving the quality of education of future teachers based on case technology // ҚР Ғылым және жоғары білім министрлігінің ғылым және жоғары саласындағы бақылау комитеті ұсынған ғылыми басылым ҚР Ұлттық ғылым академиясының Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университетінің хабаршысы. Педагогика сериясы. – 2023. – №3(403). 4. Применение технологии Кайдзен для повышения качества образования будущих педагогов информатики // Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің Хабаршысы. Педагогика. Психология. Әлеуметтану сериясы. – 2023. – №4(145). 3 статьи в сборниках международных научно-практических конференций: 1. Improving the quality of education of computer science teachers through the Kaizen philosophy // Trends and Innovations in E-business, Education and Security 8-th атты ғалымдар мен PhD студенттердің халықаралық ғылыми веб-конференциясы (Братислава, 2020 – 28 сәуір). 2. Білім беру сапасын үздіксіз жетілдіру технологиялары // 15-ші жас ғалымдардың халықаралық ғылыми конференциясы «Ǵylym jáne bіlіm - 2020» (Нұр-Сұлтан, 2020 – 11 сәуір). 3. Управление качеством образования на основе кейс-технологий // 5-ші халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция «Қазіргі әлемдегі ғылым мен білім: 21 ғасыр трендтері» (Нұр-Сұлтан, 2019 – 7 желтоқсан). 1 публикация в научных изданиях Республики Казахстан: 1. Кайдзен технологиясы негізінде білім беру сапасын жетілдіру // "Жастар және ғылым: Тәуелсіздіктің жаңа трендтері" атты 6-ші халықаралық конференциясы (Астана, 2022 – қараша). 1 публикация в других научных изданиях: 1. Improving the process of quality of higher education: introduction Kaizen philosophy // Scientific Journal of the Modern Education & Research Institute. Л. Н. Гумилев атындағы Еуразия Ұлттық Университетімен бірге даярланған арнайы басылым. ISSN 2506-8040 (Брюссель, 2020 – 15 наурыз). Учебно-методическое пособие: 1. Учебно-методическое пособие «Болашақ информатика педагогтерінің білім сапасын үздіксіз жетілдіру әдістемесі» (Павлодар: протокол №4 от 28 декабря 2023 одобрен приказом учебно-методического совета Павлодарского педагогического университета имени Әлкей Марғұлана, 2023. - 72 с.). Цифровые образовательные ресурсы: 1. Разработан электронный учебник «Кайдзен в образовании», (программа для ЭВМ, свидетельство № 31134 от «15» декабря 2022 года); 2. Создана цифровая образовательная среда «Digital Kaizen», (программа для ЭВМ, свидетельство № 32186 от «1» февраля 2023 года). Апробация результатов исследования и внедрение в учебный процесс Результаты исследовани апробированы по следующим образовательным программам и внедрены в учебный процесс: образовательные программы «7М01511–Информатика» и «6B01511 – Информатика» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева; образовательные программы «6B01505 – Информатика», «6В01502 - Математика-информатика», «6В01504 - Физика-информатика» Жетысуского университета имени И. Жансугурова; образовательные программы«6B01530-Информатика», «6B01532 - Информатика-Физика», «6B01531 – Информационные технологии в образовании» Павлодарского педагогического университета имени Әлкей Марғұлана.