Защита диссертации Нариман Сании Аслбековны на соискание степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D01511 - Информатика»
В Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева состоится защита диссертации на соискание степени доктора философии (PhD) Нариман Сании Аслбековны на тему «Теоретико-практические основы обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики» по образовательной программе «8D01511 – Информатика».
Диссертация выполнена на кафедре «Информатика» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева.
Язык защиты - на русском
Официальные рецензенты:
Казимова Динара Ашубасаровна – к.п.н., ассоциированный профессор (доцент), Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, и.о. профессора кафедры «Прикладная математика и информатика» (г. Караганда, Республика Казахстан);
Дамекова Сауле Кайролловна – к.п.н., Международный университет Астана, доцент Педагогического института (г. Астана, Республика Казахстан).
Временные члены Диссертационного совета:
Шадиев Рустам – доктор философии (PhD), профессор, Чжэцзянский университет, профессор педагогического колледжа Чжэцзянского университета (г. Нанкин, КНР);
Кинтонова Алия Жексембаевна – к.т.н., ассоциированный профессор (доцент), Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, ассоциированный профессор (доцент) кафедры «Информационная безопасность» (г. Астана, Республика Казахстан);
Мухамбетова Мейрамгуль Жароллаевна – доктор философии (PhD), Атырауский университет имени Х. Досмухамедова, и.о. ассоциированного профессора кафедры «Информатика» (г. Атырау, Республика Казахстан);
Махажанова Улжан Танирбергеновна – доктор философии (PhD), Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, и.о. ассоциированного профессора кафедры «Информационные системы» (г. Астана, Республика Казахстан);
Копеев Жанат Бактжанович – доктор философии (PhD), Казахский агротехнический исследовательский университет имени С.Сейфуллина, старший преподаватель кафедры «Информационные системы» (г. Астана, Республика Казахстан).
Научные консультанты:
Альжанов Айтуган Кайржанович – кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры «Информатика» Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан);
Вострокнутов Игорь Евгеньевич – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий, ФГБОУ ВО Российская государственная академия интеллектуальной собственности (г. Москва, Россия).
Защита состоится: 14 мая 2024 года 10:00 часов в Диссертационном совете по направлению подготовки кадров «8D015 – Подготовка педагогов по естественнонаучным предметам» по специальности «8D01511 – Информатика» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Проведение заседания диссертационного совета в онлайн формате.
Ссылка: http://surl.li/rzgxm
Адрес: г. Астана, ул. К. Сатпаева 2, Главный корпус, ауд. № 302.
Аннотация (рус.): Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, казахстанское образование – является центральным звеном новой модели экономического роста страны и в настоящее время претерпевает изменения под влиянием процессов глобализации и интернационализации, расширения масштабов межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества, усиления конкуренции и роста значения человеческого капитала. Взят курс на повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования, функциональной грамотности подрастающего поколения для адаптации его к современной жизни. В Законе Республики Казахстан (РК) «О науке» отмечено, что «Основным видом деятельности, осуществляемым высшим учебным заведением, помимо образования: научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе, является реализация права к объектам интеллектуальной собственности», что определяет важность создания и внедрения передовых инновационных технологий в образовательную систему высших учебных заведений. Основой для формирования человеческого капитала страны является модернизация всех ступеней казахстанского образования, к которым относятся коммуникативность, исследовательские навыки, предприимчивость, что находит отражение в политике трехъязычия, подразумевающей владение казахстанцами коммуникативными навыками на казахском, русском и английском языках. Одной из целью трехъязычного образования является воспитание личности человека, умеющего жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, обладающего чувством уважения и понимания к другим культурам. «В настоящее время 90% информации создается в мире на английском языке. Каждые два года ее объем увеличивается в два раза. Без овладения английским языком Казахстан не достигнет общенационального прогресса» отмечено в послании первого президента Республики Казахстан (РК). Исходя из этого, английский язык, помимо того, что является языком международного общения, выступает также и средством получения прогрессивной информации, а развитие способности к непрерывной адаптации к изменениям и получению новых знаний должно стать важным приоритетом действующих образовательных программ. Для решения данной проблемы предлагается постепенный и поэтапный переход к подготовке будущих педагогов информатики на иностранном языке. На начальной стадии этого перехода предлагается использовать подход, который позволит развивать иноязычную коммуникативную компетенцию через язык обучения неязыковых дисциплин. В то же время, данный подход не будет требовать полного погружения студентов и преподавателей в иностранный язык. Мировой опыт показывает, что в подобных условиях наиболее эффективным решением является технология CLIL (Content and Language Integrated Learning) – это предметно–языковое интегрированное обучение, преследующее двойную цель: изучение предмета посредством иностранного языка и иностранного языка через изучаемый предмет, ожидаемым результатом которого может стать сформированная CLIL компетентность обучающихся. Реализация обучения будущих педагогов информатики по CLIL технологии приобретает особую важность, так как, с одной стороны, позволяет повысить эффективность преподавания непрофильной дисциплины «Иностранный язык» за счет привязки к конкретной профессиональной дисциплине, а с другой – расширить и углубить осваиваемый профессиональный контент за счет оригинальных материалов на иностранном языке, но без необходимости добавления аудиторных часов. Из всего вышеизложенного следует, что актуальность исследования обусловлена задачами подготовки будущих педагогов информатики с сформированной CLIL – компетентностью, преследующей достижение нового качества подготовки специалистов, готовых к использованию иностранного языка в профессиональных целях. На основании рассмотренной актуальности вопроса и анализа современного состояния иноязычной подготовки будущих педагогов информатики в казахстанских вузах мы выявили следующие противоречия: – между высоким дидактическим потенциалом CLIL компетентности будущих педагогов информатики для развития трехъязычного образования в Республике Казахстан и отсутствием теоретико–прикладных разработок по CLIL подготовке будущих педагогов информатики; – между необходимостью повышения качества CLIL компетентности будущих педагогов информатики и недостаточной разработанностью соответствующего методического обеспечения; – между высокими требованиями со стороны государства и обучающихся к уровню сформированности CLIL компетентности будущих педагогов информатики и существующими технологиями языковой подготовки в вузах; – между объективно существующей необходимостью в формировании CLIL компетентности будущих педагогов информатики и недостаточной изученностью педагогических условий и механизмов осуществления этого процесса в системе высшего образования; – между применением модели формирования CLIL компетентности будущих педагогов информатики в качестве эффективного способа развития CLIL обучения и недостаточной разработанностью процесса формирования CLIL компетентности в системе высшего образования. Указанные выше противоречия позволили обозначить проблему исследования: Каковы основы теоретического обучения и практического применения технологии CLIL у будущих педагогов информатики? Актуальность исследования, выявленные противоречия и проблема позволяют сформулировать тему данного исследования: «Теоретико-практические основы обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики». Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики. Объект исследования – процесс обучения будущих педагогов информатики. Предмет исследования – теоретико–практические основы обучения и реализации технологии CLIL. В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой, если при подготовке будущих педагогов информатики теоретически обосновать и практически реализовать основы обучения технологии CLIL, то это обеспечивает формирование CLIL компетентности будущих педагогов информатики, так как CLIL компетентность является одним из требований к профессиональным компетенциям современного педагога информатики. На основании вышеизложенного нами были поставлены следующие задачи исследования: 1) проанализировать современные тенденции и актуальные проблемы CLIL обучения; рассмотреть его теоретические основы и этапы становления в отечественной и зарубежной методике, уточнить специфику его реализации в вузе, в частности, при подготовке будущих педагогов информатики; 2) определить сущность, содержание и структуру понятия «CLIL компетентность», как основу обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики; 3) разработать интегрированную модель теоретико–практических основ обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики, её структуру, содержание и ключевые компоненты; 4) разработать практические основы обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики в аспекте учебно–методического обеспечения и цифрового образовательного сопровождения CLIL обучения; 5) провести экспериментальную работу по внедрению технологии CLIL в образовательный процесс будущих педагогов информатики, оценить и проанализировать с точки зрения статистики результаты её реализации. Ведущая идея исследования заключается в следующем: внедрение теоретико–практических основ обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики способствует эффективному формированию CLIL компетентности, что является одной из важных профессиональных компетенций современного педагога информатики. Теоретико–методологическую основу исследования составили: 1) нормативно–правовые документы, регулирующие внедрение трехъязычного образования в Казахстане; 2) основные положения и принципы предметно–языкового интегрированного подхода. Методы исследования: 1) теоретические: изучение и анализ научно – методической литературы по формированию CLIL компетентности, теории и практике обучения студентов предметному знанию на иностранном языке и использования в обучении технологии CLIL обучения; 2) эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент; 3) математические: методы сбора, обработки и анализа статистических данных. Основные этапы исследования: Первый этап (2019-2020) – констатирующий. Проанализированы современные тенденции и актуальные проблемы CLIL обучения; рассмотрены его теоретические основы и этапы становления в отечественной и зарубежной методике, уточнена специфика его реализации в вузе, в частности, при подготовке будущих педагогов информатики. Сформирован научный аппарат исследования, уточнены основные понятия, проведено анкетирование, проведен констатирующий эксперимент и первый этап формирующего эксперимента. Второй этап (2020-2021 учебный год, первое полугодие 2021–2022 учебного года) – формирующий. Определены сущность, содержание и структура понятия «CLIL компетентность», как основа обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики. Разработана модель теоретико–практических основ обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики, её структура, содержание и ключевые компоненты. Разработаны практические основы обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики в аспекте учебно–методического обеспечения и цифрового образовательного сопровождения CLIL обучения. Дополнены содержания учебно–методических комплексов дисциплин с применением технологии CLIL, при подготовке будущих педагогов информатики. Третий этап (второе полугодие 2021–2022 учебного года) – завершающий. Проведен анализ и статистическая обработка результатов экспериментальных исследований. Сделаны общие выводы по полученным результатам, даны рекомендации, приняты решения, формализованы материалы диссертационного исследования. Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования состоят в следующем: 1. Дополнены современные тенденции и актуальные проблемы CLIL обучения; рассмотрены этапы ее становления в отечественной и зарубежной методике, уточнена специфика ее реализации при подготовке будущих педагогов информатики в вузе. 2. Выявлены сущность, содержание и структура понятия «CLIL компетентность», в том числе понятия «CLIL компетентность будущих педагогов информатики» как основа обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики. 3. Разработана интегрированная модель теоретико–практических основ обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики, состоящая из целевого, содержательного и оценочно–результативного блоков. 4. Разработаны практические основы обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики в аспекте учебно–методического содержания и цифрового образовательного сопровождения CLIL обучения для совершенстования CLIL компетентности. 5. Проведена экспериментальная работа по внедрению технологии CLIL в образовательный процесс будущих педагогов информатики, оценены и проанализированы результаты её эффективной реализации. Практическая значимость исследования: 1) дополнено содержание учебно–методического комплекса, рабочей программы (Sillabus) дисциплины «IT в образовании», с применением CLIL обучения, образовательной программы «6B01511 – Информатика» Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева»; 2) применение CLIL обучения при изучении дисциплин: «Математическая статистика», «Технология визуализации образовательной среды» образовательной программы «7М01511–Информатика» и «Исследование операций» – образовательной программы «6B01511–Информатика», Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева»; 3) применение CLIL обучения при изучении дисциплины «ICT» образовательных программ: – «6В01505 – Информатика», «6В01502 – Математика – информатика», «6В01504 – Физика – информатика», Жетысуского университета им. И. Жансугурова; – «6B01530 – Информатика», «6B01532 – Информатика – Физика», «6B01533 – Информатика – математика», Павлодарского педагогического университета имени Әлкей Марғұлана. 4) разработано учебно–методическое пособие «Педагогическая технология трехъязычного обучения CLIL» на казахском и русском языках (ISBN 978-601-326-755-5, ISBN 978-601-326-756-2); 5) разработано электронное учебное пособие «Технология CLIL: теория и практика», обеспечивающее формирование CLIL компетентности будущих педагогов информатики (программа для ЭВМ, свидетельство № 31051 от «13» декабря 2022 года); 6) создана цифровая образовательная среда «CLIL TECHNOLOGY», направленная на формирование CLIL компетентности будущих педагогов информатики и сопутствующих предметных знаний на основе её интеграции (программа для ЭВМ, свидетельство №32999 от «24» февраля 2023 года). Личный вклад соискателя состоит в описании современных тенденции и актуальных проблем CLIL обучения и уточнении этапов ее становления в отечественной и зарубежной методике; выявлении сущности, содержания и структуры понятия «CLIL компетентность», в том числе понятия «CLIL компетентность будущих педагогов информатики» как основы обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики; интерпретации и анализе полученных результатов исследования при помощи количественных и качественных методов оценки; разработке интегрированной модели теоретико–практических основ обучения технологии CLIL будущих педагогов информатики; проектировании и внедрении в учебный процесс цифровой образовательной среды «CLIL TECHNOLOGY», учебно–методического пособия «Педагогическая технология трехъязычного обучения CLIL» и электронного учебного пособия «Технология CLIL: теория и практика», интегрирующие языковой материал и разделы профессиональных дисциплин, обеспечивающее формирование CLIL компетентности будущих педагогов информатики. Достоверность и обоснованность выносимых положений и полученных результатов полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием методов, адекватных поставленным задачам исследования, использованием методов математической статистики для обработки результатов опытно–экспериментальной работы, подтверждением гипотезы исследования его результатами. Обсуждение и внедрение результатов исследования: основные результаты исследования были опубликованы в международных журналах, представлены и обсуждены на научных семинарах и международных конференциях. В частности, одна статья, опубликованная в международном научном журнале, индексируемом в базах Web of Science (Q1), Scopus (93%): 1. Teaching the CLIL technology to rising IT teachers // Interactive Learning Environments. – 2021. Две статьи в научных журналах, рекомендуемых Комитетом по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан: 1. CLIL технологиясы – тілдік емес мамандықтар студенттерінің шет тілін оқыту процесін белсендіру әдістемесі // Доклады Казахской академии образования. – 2020. 2. Образовательные результаты обучения технологии CLIL педагогов информатики // Вестник Торайгыров университета. – 2022. Четыре статьи, опубликованные на международных конференциях, в научных журналах зарубежных стран: 1. Clil technology as an optimal technologyof trilingual education in the Republic of Kazakhstan // V Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в современном мире: вызовы ХХI века» (Нур-Султан, 2019 – 7 декабря). 2. Еуразиялық ұлттық университетінде CLIL–тәжірибелер: Жетістіктер мен сәтсіздіктер // ХV Международная научная конференция «ǴYLYM JÁNE BІLІM– 2020» (Нур–Султан, 2020 – 10 апреля). 3. Subject–language integrated learning as the basis for preparing future computer science teachers / TIEES 2020: Trends and Innovations in E–business, Education and Security, Eighth International Scientific Webconference of Scientists and PhD, students or candidates/Online on the web (Bratislava, 2020 – 28-29 April). 4. Обучение технологии CLIL педагогов информатики // III Международное книжное издание стран Содружества Независимых Государств «Лучший педагог – 2022» (Астана, 2022 – Т. 5). Учебно–методические средства, направленные на использование в образовательном процессе: 1. Учебно–методическое пособие «Педагогическая технология трехъязычного обучения CLIL» на русском и казахском языках. 2. Электронное учебное пособие «Технология CLIL: теория и практика», (программа для ЭВМ, свидетельство № 31051 от «13» декабря 2022 года). 3. Цифровая образовательная среда «CLIL TECHNOLOGY» (программа для ЭВМ, свидетельство № 32999 от «24» февраля 2023 года). Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.